Орбитальная станция Мир
пятнадцать лет космического превосходства

20 февраля 1986 года был выведен на орбиту первый модуль станции Мир, ставшей на долгие годы символом советского, а затем и российского освоения Космоса. Уже более десяти лет ее не существует, но память о ней останется в истории.
«Мир» — советско-российская пилотируемая научно-исследовательская орбитальная станция, функционировавшая в околоземном космическом пространстве с 20 февраля 1986 года по 23 марта 2001 года.
Первая многомодульная обитаемая орбитальная станция. Спроектирована «НПО Энергия».
28

основных экспедиций, а также 14 экспедиций посещения
104

космонавта, из них 64 иностранца из 11 стран
241

единица уникальной научной аппаратуры специального назначения
~23 000

сеансов уникальных научных экспериментов
Орбитальная космическая станция «Мир» являлась орбитальной космической пилотируемой станцией третьего поколения.

«Мир» стал первой орбитальной станцией, построенной по модульному принципу, когда к базовому блоку можно присоединять множество других элементов, необходимых для выполнения тех или иных функцией, что давало возможность создания на орбите целого космического комплекса.

В полностью развернутом состоянии она представляла собой базовый модуль и пристыкованные к нему 6 других, включая модуль для стыковки летательных аппаратов NASA.


Развертывание орбитального комплекса «Мир» заняло без малого шесть лет:
Всего к орбитальному комплексу «Мир» совершили полеты 105 космических кораблей различных серий (при этом было осуществлено 146 стыковок):
За 15 лет работы «Мира» на орбите были получены следующие значимые результаты:
То что по расчетам должно работать 5 лет, вряд ли проработает больше 15...
Изначально предполагалось, что станция проработает на орбите пять лет. Однако нехватка средств привела к тому, что создание "замены" станции затянулось. На «Мире» регулярно проводились работы по продлению ее жизни. За время существования орбитального комплекса было зарегистрировано около 1,5 тыс. неполадок.
Хроника крупных происшествий на «Мире»
Пожар 23 февраля 1997 года
23 февраля 1997 года на станции произошло возгорание кислородной шашки регенерации атмосферы. На станции в тот момент находилось шесть человек из 22-й и 23-й экспедиций: Валерий Корзун, Александр Калери, Василий Циблиев, Александр Лазуткин, Райнхольд Эвальд и Джерри Линенджер. К станции было пристыковано два корабля «Союз ТМ», что позволяло эвакуировать всех людей, однако один из кораблей оказался отрезан. Ситуация ухудшалась тем, что атмосфера оказалась задымлена. Весь экипаж надел противогазы. После устранения очага возгорания из-за задымления космонавтам пришлось некоторое время носить респираторы.
Расследование показало, что пожар возник из-за единичного дефекта в кислородной шашке
Утечка из системы кондиционирования (март 1997)
В ходе 23 экспедиции (с 29 апреля 1997 года) отказала система кондиционирования — сначала последовательно отказали установки генерации кислорода «Электрон»[1], а затем началась утечка хладагента — ядовитого этиленгликоля. Температура на станции повысилась до 50 °С при предельно допустимых 28 °С, повысилась влажность.
К 28 марта удалось обнаружить источник утечки. С Земли 6 апреля был запущен «Прогресс-М34», содержащий дополнительные материалы для ремонта станции, кислородные шашки для регенерации, запасы воды. К концу апреля удалось обнаружить и устранить десяток трещин в трубках системы кондиционирования станции. Станция вернулась в штатный режим.
Миссия шаттла Атлантис STS-84, находившаяся под угрозой отмены из-за технических проблем на станции, была разрешена. Она доставила на станцию установки генерации кислорода взамен вышедших из строя, запасы воды.
Столкновение «Прогресса-М34» с модулем «Спектр»
25 июня 1997 года транспортный корабль Прогресс М-34 столкнулся, при проведении ручной стыковки в телеоператорном режиме управления, с пристыкованным модулем «Спектр». Столкновение произошло из-за ошибки при испытании новой системы управления и сближения[3].
Помимо огромных повреждений солнечных батарей, в результате столкновения образовалась пробоина в модуле «Спектр» площадью 2 см2, что привело к снижению давления воздуха на всей станции. Во время столкновения на «Мире» находились космонавты Василий Циблиев и Александр Лазуткин, а также американский астронавт Майкл Фоул. Экипаж решил герметически изолировать повреждённый модуль, обеспечив тем самым жизнеобеспечение станции. Ситуацию осложнило то, что через стыковочный люк, соединяющий модуль со станцией, пролегали многочисленные кабели и шланги. Отсечение модуля повлекло за собой временную потерю электроэнергии, вырабатываемой станцией — с обесточиванием модуля были отключены солнечные батареи «Спектра», дававшие 40 % электроэнергии.
Починить модуль так и не удалось. Таким образом, всего через два года после запуска и до конца работы станции модуль оставался неиспользуемым. Выработку энергии удалось восстановить и сохранять вплоть до контролируемого свода станции с орбиты.
15 лет станция «Мир» продолжала свою работу на орбите, но износ оборудования, сложность эксплуатации и недостаток финансирования сделали свое дело – к середине 2000 года станцию покинул последний космонавт. «Мир» официально обезлюдел. Через год на станции включились тормозные двигатели, и «Мир» отправился в свое последнее путешествие...
Запуск и затопление «Мира»: хроника событий
Уникальная операция по затоплению станции «Мир» была проведена 23 марта 2001 года с помощью пристыкованного к станции грузового корабля "Прогресс М1-5". Станции были выданы импульсы на торможение, после чего она сошла с орбиты и вошла в плотные слои атмосферы, где начала гореть и разламываться на куски. Обломки станции упали в северо-западной части расчетного района затопления станции в южной части Тихого океана, не причинив никому вреда.


Значение «Мира» для создания МКС
и последующих орбитальных станций
  • впервые реализован модульный принцип строительства на орбите космических сооружений больших габаритов и масс
  • апробировано применение кораблей «Союз», «Прогресс», системы «Спейс шаттл» как транспортных средств для доставки экипажей и материально-технического снабжения
Приобретен опыт:
  • ликвидации нештатных ситуаций, обеспечения безопасности экипажа и живучести станции
  • одновременного проведения нескольких международных научных программ интегрированным экипажем
  • совмещения двух технических школ при создании космической техники для совместного использования
  • оперативного взаимодействия со СМИ при освещении ключевых участков полёта и нештатных ситуаций.
Проведена отработка:
  • взаимодействия международных экипажей в длительных космических полётах;
  • технологии поддержания ОПК в работоспособном состоянии в течение длительного полета;
  • управляемого спуска с орбиты космических объектов больших габаритов и масс;
  • совместного управления пилотируемыми космическими объектами двух стран из двух Центров управления