Женщины в науке
Была бы наука такой как сейчас,

если бы в ней не было женщин?
Женщины-учёные во главе институтов или больших научных групп встречаются сейчас по всему миру — и вряд ли кого-то можно этим удивить. Более удивительно другое: даже в те времена, когда женщины не могли обучаться с мужчинами на равных правах, всё равно исследовательский талант находил способ пробиться. Женщины-изобретатели, женщины-инженеры и женщины-первооткрыватели меняют нашу жизнь уже как минимум полтора столетия — и мы вправе думать, что более ранний вклад женщин в науку и технику попросту не задокументирован.

Однако исторические факты дают нам право утверждать, что в науке женщины принимают активное участие еще со времен Древнего мира.

Небольшой экскурс в историю:
Древний мир (3000 г. до н. э. — 476 г. н. э.)
Истории о существовании ученых жен, а не только ученых мужей, существуют фактически во всех письменных источниках Древнего мира. Как правило, занятие наукой было привилегией богатых и знатных людей, вне зависимости от их пола и возраста. Женщины могли свободно посещать философские школы, преподавать и открывать свои собственные школы.
Гипатия (360 - 415) – древнегреческая женщина- ученый, одна из главных светил науки своего времени, философ, математик, астроном, создатель астрономических и научные приборов – астролябии, карты неба, дистиллирующий аппарат и др.
Мерит-Птах (XXVII в. до н. э.) древнеегипетская женщина, традиционно считающаяся первой женщиной-ученым– врач по профессии и одна из пионеров в области медицины. Оставила после себя трактаты по основам медицины.
Раннее (конец V — середина XI веков) и
Высокое Средневековье (середина XI — конец XV веков)
«Темные века». Женщин, занимающихся наукой, преследовали и убивали, считая их ведьмами или нечистыми на руку особами. Многие архивы накопленных знаний уничтожены религиозными фанатиками.
Аббатиса Хильдегард (1098 – 1179) – немецкая монахиня, автор трудов по естествознанию (оставила описание 230 видов растений и 60 видов деревьев, птиц, рыб, камней, металлов), ею написаны теологические трактаты, книги по медицине, энциклопедия. Причислена к лику святых.
Позднее Средневековье
(конец XV в. — 1789 г.)
В конце Средневековья растет престиж образования при одновременном ограничении доступа к нему женщин. Тем не менее, преемственность среди женщин-ученых сохраняется. В этот период наиболее известными женщинами-учеными становятся дамы из аристократических кругов, где от женщин ожидали не только красоты, но и ума, а игнорирование женщиной научных достижений считалось дурным тоном.
Маргарет Кавендиш (1623 - 1673) – английская писательница, философ, первая женщина-ученый, написавшая ряд трактатов на физические темы, была активным популяризатором наук.
Мэри Монтегю (1689 - 1762) – английская писательница и путешественница, ввела в практику вакцинацию населения против оспы в Британии.
Екатерина Дашкова (1743 – 1796) – организатор российской науки, писатель, педагог, натуралист, филолог, композитор, знаток живописи.
Новое время (1789 — 1918 гг.)
XVIII век научной революции, бурно растет всеобщий интерес к науке, в том числе у женщин.
Каролина Гершель (1750 - 1848) – англо-германский исследователь комет; первая женщина, получившая признание как астроном.
Ада Лавлейс (1815 - 1852) – британский математик, одна из основательниц таких направлений знаний, как программирование и теория вычислительных систем.
Софья Ковалевская (1850 - 1891)- —первая женщина — член-корреспондент Петербургской Академии наук, математик, писательница, вела исследования в области математики, механики, астрономии.
Мария Склодовская-Кюри (1867 – 1934)– французский физик, химик, педагог, основатель радиохимии, общественный деятель, вела исследования в области математики, механики, астрономии.
Мартина де Бузолле — первая женщина-геолог, изучала математику, химию, механику, гидравлику.
Таким образом, к ХХ веку женщины-ученые перестали быть диковинкой или вызывать раздражение у консервативно настроенных слоев населения.

Женщины становятся не просто пассивными участниками научного процесса, но и достигают значимых результатов. В пользу этого говорит то, что женщины еще в 1903 году пробили главный научный "стеклянный потолок" – Нобелевскую премию.

Немного статистики о женщинах-лауреатах Нобелевской премии
Каково же положение женщин в науке в настоящее время?
По данным Юнеско за 2014 год, всего лишь 30% исследователей в мире составляют женщины. Хотя число женщин, поступающих в университеты, растет, лишь немногие из них достигают уровня, необходимого для занятия научно-исследовательской деятельностью. Однако более тщательное рассмотрение статистических данных
позволяет обнаружить интересные исключения из правил. Так, в Боливии женщины составляют 63% ученых-исследователей, в то время как во Франции их доля равна 26%, а в Эфиопии – 8%.

По причине различий в методологии данные отсутствуют по таким странам, как США и Канада, а также по некоторым развивающимся странам, не имеющим средств для сбора или обработки данных в области научных исследований.

Ниже приведена региональная статистика по женщинам-ученым:

28.8% - в среднем по миру

47.2% - в странах Центральной Азии

44.7% - в странах Латинисткой Америки и Карибского бассейна

39.9% - в Арабских странах

39.6% - в странах Центральной и Восточной Европы

32.2% - в странах Северной Америки и Западной Европы

30.4% - в странах к югу от Сахары

22.9% - в странах Восточной Азии и Тихоокеанского региона

19.0% - в странах Южной и Западной Азии

и статистика по отдельным странам:
Почему в настоящее время так непропорционально мало женщин представлены в науке? Почему существует гендерный разрыв?
На данный момент успехи женщин в науке — при огромном количестве талантливых учёных женского пола — воспринимаются как исключение, своего рода аномалия. Возможные причины кроются в следующем:

- Культурные аспекты, религия, воспитание

- Уровень развития государства, социальная реальность (регионы Юго-Восточной Европы и Центральной Азии, где отмечается высокая доля женщин среди исследователей, выходят вперед, юг Азии в целом уступает)

- Стереотипы и предрассудки (гендерные различия мышления - мужчины в среднем предрасположены к аналитической работе, а женщины в среднем более склонны к состраданию)

- «Эффект Матильды» (систематическое отрицание вклада женщин в науку, умаление значения их работы и приписывание работ женщин коллегам мужского пола)

- «Биологический долг» (женщины гораздо чаще жертвуют карьерой в пользу семьи не могут на 100% погрузиться в науку)

- Систематическая дискриминация со стороны мужчин (ниже зарплата, зачастую невозможность достигнуть определенной должности, тесты на интеллект и выявление талантов которые учитываются при отборе научных кадров, разработаны мужчинами и тд.)



В декабре 2015 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой 11 февраля было признано "Международным днем женщин и девушек в науке". В этот день ООН призывает все государства мира, всех людей и организации способствовать равному участию мужчин и женщин в образовании, продвижении науки и других областях, связанных с развитием научных знаний.

Ученые из "Инициативы 11 февраля" надеются, что появление ролевых моделей из числа уже успешных женщин-ученых поможет школьницам и студенткам обрести себя на пути науки и сохранять уверенность в том, что у них все получится.